Ортодокс

Катехизис Русской Православной Церкви. Богословие, догматика.

Док  содержащий основные положения христианского вероучения.

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение...
иерей Олег Давыденков

Это православный док для христиан, в комментах НЕ флудить. Пропаганда сатанизма в доке категорически запрещена! Ненормативная лексика, падонский язык, кощунства и оскорбления будут пресекаться БАНОМ!!!
Админ дока Mihajlov-A-A, модератор по доку wanfrried

Всего новостей: 315 | В среднем за неделю: 0.76

Пользователей: 217

Администратор: Mihajlov-A-A

Модераторы: wanfrried sashek11 himanru argamak2

Все новости дока: По названиям | По датам

Православное богословие поздневизантийского периода. Святой праведный Николай Кавасила

Православное богословие поздневизантийского периода.     Святой праведный Николай Кавасила

Одной из крупнейших фигур XIV века помимо святителя Григория Паламы был Николай Кавасила. Он родился в 1332 году в знатной семье — его дядя Нил был архиепископом Фессалоник. Точных сведений о жизни Кавасилы имеется мало. Известно, что он был секретарем при императоре Иоанне Кантакузине и одновременно подвизался на дипломатическом поприще. Известно также, что впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией.

Учение об искуплении св. Григоря Нисского

Учение об искуплении св. Григоря Нисского

Существует много различных объяснений и теорий; искупления, совершенного Христом, и все они претендуют на объяснение одного и того же факта: Христос, как Первосвященник приносит жертвоприношение, в котором жертва — Он Сам. Вопрос состоит в том, кому же приносится эта жертва? Если Богу Отцу, то неизбежен следующий вопрос: зачем Ему эта жертва?

Сщмч. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви

Сщмч. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви

Когда Господь говорит в научение наше: «вы есте соль земли» (Мф. 5, 13), когда Он заповедует нам при незлобии быть простыми и с простотою соединять мудрость (Мф. 10, 16), то не приличнее ли всего нам, возлюбленнейшие братья, предусматривать козни лукавого врага, с сердечной заботливостью и бдительностью предузнавать и избегать их, чтобы, облекшись в Христа — Премудрость Бога Отца, мы не оказались неразумными в охранении своего спасения? Так, должно бояться не того только гонения, которое открытым нападением усиливается поразить и низвергнуть рабов Божиих: там легче уберечься, где очевидна опасность, и дух заранее настраивается к битве, когда неприятель объявляет о себе; гораздо более должно бояться и остерегаться врага в том случае, когда он тайно подкрадывается, когда, обольщая образом мира, неприметно скрытыми проходами подползает, отчего и получил название "ползуна", или змия.

Отношение Бога к миру и человеку. Теории Искупления.

Отношение Бога к миру и человеку. Теории Искупления.

Для человека существует только один путь
изменить свои отношения с Богом —
измениться самому.

Сщмч. Иларион (Троицкий) О свойствах церкви и её границах-2

Сщмч. Иларион (Троицкий) О свойствах церкви и её границах-2

По вопросу отсутствия духовной жизни и возможности спасения вне Церкви архиепископ Иларион находит согласие почти всех отцов Церкви. Основная же сложность состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от нее сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние.

Сщмч. Иларион (Троицкий) О свойствах церкви и её границах-1

Сщмч. Иларион (Троицкий) О свойствах церкви и её границах-1


В наше время, когда все большее внимание уделяется вопросу о границах Церкви, раскрытию этой темы может способствовать знакомство с работами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, поскольку именно учение о Церкви занимает центральное место в богословии архиепископа Илариона, а вопрос о границах Церкви является одной из составляющих его экклезиологии.

Неизменное и временное в церковных канонах

Неизменное и временное в церковных канонах

Вера в то, что Церковь Христова непоколебима и неодолима, составляет одно из самых основных убеждений христианства. В эпоху глубоких мировых кризисов и в сумерках исторических путей человечества эта непоколебимость Церкви есть убежище для верующей души. Среди меняющегося и постоянно-текущего она одна неизменна, среди временного она — вечна.

Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы

Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы

Именно в благодати совершается
соединение нашего ума с Богом,
без чего наш ум был бы либо дьявольским,
либо животным.

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Сегодня день памяти преподобного Ефрема

Об апостольской преемственности Римо-Католической церкви

Об апостольской преемственности Римо-Католической церкви

Основная проблема во Вселенском Православии, не только в Русской Православной Церкви — это отсутствие единомыслия в понимании того, что Католицизм — это ересь, а не Церковь Христова.
С этим связано и бытующее мнение (даже среди Православных!), что Католицизм сохранил апостольскую преемственность.

Преемственность чего, позвольте спросить?

Помощь блаженной Ксении

Помощь блаженной Ксении

Ни один многотомник не вместит всех чудес,
происходящих у часовни блаженной Ксении Петербургской.
Река людская не случайно не иссякает у её мощей.

«Всему свое время». Преподобный Серафим Вырицкий

«Всему свое время». Преподобный Серафим Вырицкий


…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне, разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну, как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…

ЦЕРКОВЬ

(глава из книги архиепископа Василия (Кривошеина)
«Преподобный Симеон Новый Богослов»)

ЦЕРКОВЬ


Церковь — Тело Христа, данное воплощенному Слову Божией Матерью.
Отсюда тесная связь между темою Церкви и темою Матери Божией.

Христианство или Церковь

Христианство или Церковь

1
Одно из весьма распространенных
и “принятых” мнений
мы назвали бы отделением христианства от Церкви,
и в вопросе о действительном отношении Церкви
и христианства мы и хотели бы
разобраться при помощи
слова Божия и писаний святоотеческих
.

Христианство или Церковь

Христианство или Церковь

2
“Верую во едину святую, соборную
и апостольскую Церковь”.
Так исповедует каждый православный христианин
свою веру в великую истину Церкви.

ГОСПОДСТВО И ЦАРСТВО

(эсхатологический этюд)

ГОСПОДСТВО И ЦАРСТВО

Когда мы говорим о "вещах последних" или затрагиваем проблемы, как сейчас принято говорить, эсхатологические, мы вступаем в ту область, где непрестанно удостоверяемся в бессилии нашего богословского исследования перед множеством различных аспектов, которые должны мы одновременно охватить, перед множеством перемещающихся и пересекающихся плоскостей, которые мысль не может зафиксировать, их не искажая.

ВСЕСВЯТАЯ

ВСЕСВЯТАЯ

В Православной Церкви мариология не является самостоятельной темой:
она неотделима от христианского учения в целом,
как своего рода его антропологический лейтмотив.
Основанный на христологии догмат о Богоматери имеет
ярко выраженный пневматологический характер и
благодаря двойному Домосторительству Сына и Святаго Духа
неразрывно связан со всей экклезиологической реальностью.

Кафолическое сознание

Антропологическое приложение догмата Церкви

Кафолическое сознание

Кафоличность — не пространственный термин,
который должен обозначать протяженность Церкви,
объемлющей всю землю. Это некое внутреннее качество,
которое с самого возникновения Церкви
всегда было ей присуще и всегда ей присущим останется,
независимо от исторических условий,
которые могут в большей или меньшей степени ограничивать
как занимаемое Церковью пространство, так и ее численность.

Предание и предания___окончание

Предание и предания___окончание

То заключение, к которому привел нас наш анализ, –
Воплотившееся Слово и Дух Святой,
двойное условие полноты Откровения в Церкви –
послужит для нас поворотным пунктом,
от которого мы пойдем путем синтеза и определим
для Предания подобающее ему место в конкретной реальности церковной жизни.

Предание и предания___начало

Предание и предания___начало

"Предание" (parádosis, traditio) –
один из терминов, у которого так много значений,
что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл.
И это не только по причине некоторого "обмирщения",
которое обесценило столько слов богословского словаря,
как "духовность", "мистический", "приобщение", вырвав их
из присущего им христианского контекста и превратив тем самым
в выражения обыденной речи.
Слово "Предание" подверглось той же участи еще и потому,
что на самом богословском языке термин этот несколько расплывчат
(если иметь в виду употребление его в значении "традиция").

ИСКУПЛЕНИЕ И ОБÓЖЕНИЕ

ИСКУПЛЕНИЕ И ОБÓЖЕНИЕ

"Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом".
Эти глубокие слова, которые мы впервые находим
у св. Иринея, встречаются затем и в трудах св. Афанасия,
св. Григория Богослова, св. Григория Нисского.

БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ___окончание

БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ___окончание

Очень трудно выделить собственное учение св. Григория Паламы из
общего достояния Православной Церкви, и трудно это по двум причинам:
во-первых, потому, что православное богословие – в известном смысле общее дело,
принадлежащее всем сынам Церкви и коренящееся, в меру духовных дарований
каждого из них, в общем опыте; во-вторых, потому, что самой целью труда Паламы
было дать догматическое определение основе мистической жизни Православия.
Вот почему заключения, которые можно вывести из его мистического богословия,
выражают характерную сущность православной духовности

БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ___ч.1

БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ___ч.1

"Если тело призвано вместе с душой участвовать
в неизреченных благах будущего века,
оно, несомненно, должно быть причастно им в меру возможного уже и теперь...
ибо и у тела есть опытное постижение вещей божественных,
когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены"

св. Григорий Палама

"МРАК" И "СВЕТ" В ПОЗНАНИИ БОГА

"МРАК" И "СВЕТ" В ПОЗНАНИИ БОГА

Невозможно говорить о "мраке" в познании Бога и не говорить одновременно о "свете". Свет занимает столь значительное место в большинстве религий и во всех религиозно-философских умозрениях, что познание Бога можно было бы почти отождествить со светом, понимаемым то в смысле метафорическом, то в реальном смысле – как сущность религиозного опыта. Итак, вопрос о "мраке" в познании Бога в том смысле, в каком этот термин употреблялся в святоотеческую эпоху, мы будем рассматривать исходя из "света", спросив себя, в каком же смысле некоторые богословы и духоносные отцы первых веков христианства могли относить к Богу эти два противоречивые выражения – мрак и свет.

^ Наверх